Обучение проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка.
Обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, вводить более сложные составляющие. При обучении осуществлять показ самого действия.
По мере приобретения навыка доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый только наблюдает, подсказывает правильное действие.
Поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыка более привлекательным.
Учимся умываться
- Завернуть рукава одежды;
- Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки;
- Смыть мыло под струей воды;
- Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть);
- Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха;
- Еще раз обмыть руки водой;
- Снять полотенце;
- Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются);
- Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький».
Учимся пользоваться полотенцем
Предложите ребенку:
- Снять полотенце с крючка
- Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
- Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
- Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
- Поменять руки местами
Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом, и при необходимости, показом.
Учим пользоваться расческой
- Знать свою расческу и место, где она лежит
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
- Исключить возможность пользования чужой расческой
Учимся пользоваться зеркалом
- Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду);
- подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.
В детском саду процессы приема пищи, одевания-раздевания, сон чаще сопровождаются плачем, так как раньше все эти функции выполняла мама. Поэтому в общении с детьми используются элементы устного народного творчества. Сказки, потешки, загадки, уговорушки являются незаменимым средством установления контакта с ребенком. Ласковый говорок потешек и прибауток вызывает у него радость. Именно через элементы фольклора легко донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него.
Использование элементов устного народного творчества способствует развитию речевых навыков, обогащению словарного запаса и приобщает к красоте речи.
Воспитатель Ильина Т. В.