Уважаемые родители! Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и  самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Представляем Вашему вниманию картотеку дидактических игр, используя которые, Вы сможете с пользой организовать игровую деятельность своего ребенка.

didak igry 5aa94fe16c16c

  1. Дидактическая игра «Найди ошибку»       

Цели: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.         

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

  1. Дидактическая игра «Доскажи слово»         

Цели: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.         

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.  

Ра-ра-ра — начинается иг ….

 Ры-ры-ры — у мальчика ша...                                            

Ро-ро-ро — у нас новое вед...                                            

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..                                            

Ре-ре-ре — стоит дом на го...                                            

Ри-ри-ри — на ветках снеги...                                            

Ар-ар-ар — кипит наш само....                                            

Ры-ры-ры — детей много у го...  

  1. Дидактическая игра «Так бывает или нет»         

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.         

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

  1. Дидактическая игра «Какое время года?»         

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.        

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

  1. Дидактическая игра «Где что можно делать?»        

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.        

 Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).         Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

  1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»         

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.         

Ход игры: Воспитатель  называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.             

 Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....                             

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..                             

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …                             

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»        

 Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения,  развивать внимание.        

 Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.         

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).         

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).         

Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

  1. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»         

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.         

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

  1. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»        

 Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию,  развивать память, внимание.        

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

  1. Дидактическая игра «Кто же я?»        

Цели: учить называть растение,  развивать память, внимание.         

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

  1. Дидактическая игра «У кого кто»         

Цели: закрепить знания о животных,  развивать внимание, память.         

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

  1. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»        

 Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах,  развивать  внимание, память.         

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

  1. Дидактическая игра «Что за насекомое?»         

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.         

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

  1. Дидактическая игра «Прятки»         

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на;  развивать слуховое внимание.         

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

  1. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»         

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.        

 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)  

  1. Дидактическая игра «Какое что бывает?»         

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать  внимание.         

Ход игры: Расскажите, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….широким — река, дорога, лента, улица … Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

  1. Дидактическая игра «Что это за птица?»        

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;  развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.         

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

  1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»         

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,  развивать внимание.         

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

  1. Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)         

Цели:  развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.        

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.        

Снег зимой  … (бывает)                          

Мороз летом … (не бывает)       

Иней летом … (не бывает)                      

Капель летом … (не бывает)

  1. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)         

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,  развивать память, быстроту реакции.         

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)

Наша фотогалерея